30 января 2018

Микробы и организм человека

Kletki_bacteriy
Микробы – наиболее древняя категория живых существ. Они возникли задолго до появления растений, животных и тем более человека. 

Мир, окружающий нас, – воздух, почва, растения, животные и сами люди - населен огромным количеством разнообразнейших микроскопических существ. Мы не видим их в своей повседневной жизни, многие люди даже не задумываются об их существовании, но последствия жизнедеятельности этого незримого мира поистине огромны! Почвенные процессы, гниение веществ, брожение, заразные болезни – всё это результат деятельности мира микробов, который впервые открылся человеку более 300 лет назад.

Микробы распространены повсюду, они буквально вездесущи и сопровождают нас от рождения до смерти. Их находят и в земной коре, и в бездонных пучинах океанов, и в воздухе и даже в стратосфере на большой высоте. Ежедневно и ежечасно мы поглощаем сотни и тысячи микробов вместе с воздухом, водой и пищей. На поверхности нашего тела, в носоглотке, во рту, в кишечнике обитает множество невидимых простым глазом существ. Некоторые из них способны при определенных условиях вызывать опасные заболевания. 

С тех пор, как Пастер впервые доказал наличие огромного количества микробов в окружающей нас природе, было проведено множество специальных наблюдений для того, чтобы выяснить степень заселенности микробами различных областей биосферы. Оказалось, что микроорганизмы являются очень важной составляющей частью биосферы, активным фактором в жизни и эволюции нашей планеты и особенно органического мира, существующего более двух биллионов лет. 

В начальном периоде жизни биосферы микроорганизмы были главным ее фактором, изменяя и трансформируя все ее компоненты. Сейчас же лидирующая роль в биогеохимических превращениях переходит к человечеству. Но и сейчас и в отдаленном будущем нам неизменно придётся считаться с существованием микроорганизмов, от которых в огромной мере зависит наша жизнь. 

Человечество всегда платило и продолжает платить дань «невидимому миру». Инфекционные болезни унесли гораздо больше жизней, чем самые опустошительные войны, неизменно сопровождавшие историю народов. Даже в годы наиболее ожесточенных сражений смертность от болезней значительно превышала таковую от собственно военных действий. Никогда не случалось, например, чтобы в Европе в результате одной войны погибла четвертая часть населения! А эпидемия чумы в XIV веке буквально опустошила Европейские страны, уничтожив около 25 млн. из 100 млн. обитателей Европы! 

Неисчислимы жертвы малярии, чумы, гриппа, сыпного тифа, оспы, туберкулеза. 

На первом месте среди опустошительных инфекционных болезней человека долгое время оставалась малярия. Ежегодно она поражала сотни миллионов людей и уносила в могилу более миллиона жизней. Малярия широко распространена во всем тропическом и субтропическом поясе, а также в умеренной зоне - везде, где имеются условия для развития комаров рода Anopheles, личинки которых живут в мелких пресноводных водоемах. В Европе в конце XIX и начале XX в. она захватывала не только южную, но отчасти и среднюю Европу. 

Сейчас малярия широко распространена в Индии, многих странах Африки, Южной Америки. В Индии в середине 60-х годов отмечено примерно 200 тыс. случаев в год. Борьба с малярией представляет одну из центральных задач органов здравоохранения Организации Объединенных Наций и правительств отдельных стран. Профессор Билефельдского университета, занимающийся проблемами окружающей среды в исторической перспективе Йоахим Радкау говорит: «Будь то походы Александра Великого или колониальный империализм XIX века, все время сталкиваешься с подымающейся из болот лихорадкой, которая истрепала больше войск, чем противник, и не раз внезапно меняла ход истории». 

Первыми, кому удалось взять под относительный контроль распространение этого опаснейшего заболевания, оказались венецианцы. Для Венеции малярия представляла серьезную опасность, так как засоренные илом каналы представляли собой идеальное место для размножения переносчиков возбудителя малярии - малярийных комаров. Страх перед малярией и заиливанием побудили город к величайшей коррекции ландшафта в ранней европейской истории: Брента и Пьяве, а также 6 других рек, по которым в Венецию сплавляли древесину, были отведены от лагуны. А так как одновременно позаботились о том, чтобы морская вода лучше циркулировала по каналам, город до какой-то степени удалось оградить от малярии. 

Сегодня ситуация с заболеваемостью малярией резко изменилась вследствие открытия пестицида, который известен под названием ДДТ или дуст. Первооткрывателем инсектицидных свойств дуста в 1939 году стал швейцарский химик Пауль Мюллер (Paul Müller). 

Поскольку основными методами борьбы с малярией является уничтожение переносчика этого заболевания – малярийного комара на разных стадиях его развития, именно инсектициды – яды, направленные против насекомых, продемонстрировали наивысшую эффективность в борьбе против смертоносной лихорадки. 

В Индии благодаря ДДТ в 1965 году ни один человек не умер от малярии, тогда как в 1948 году погибло 3 млн. человек. В целом, согласно данным ВООЗ, антималярийные кампании с применением ДДТ спасли 5 миллионов жизней. 

В Греции в 1938 году был миллион больных малярией, а в 1959 году - всего лишь 1200 человек. 

В итальянской провинции Лация в 1945 году смертность от малярии за месяц составляла 65-70 человек, а после того, как стали применять ДДТ, она снизилась до 1-2 человек в 1946 году. За пять лет действия кампании по искоренению малярии в Италии, развёрнутой А. Миссироли, к 1949 году в стране практически исчезли комары-носители малярии. 

В январе 1944 года с помощью ДДТ была предотвращена эпидемия тифа в Неаполе. Помимо эффективности ДДТ против тифа, обнаружилась относительная безвредность этого инсектицида: 1,3 миллиона человек были опрысканы примерно 15-граммовой дозой с 5%-м содержанием «дуста», и не было зафиксировано никаких пагубных эффектов для людей, кроме нескольких случаев кожных раздражений. Это первая зимняя эпидемия тифа, переносимого вшами, которую удалось остановить. Значительные успехи ДДТ в борьбе с тифом были затем достигнуты в Египте, Мексике, Колумбии и Гватемале. 

Использование ДДТ в рамках программы борьбы с малярией в значительной степени избавило Индию и от висцерального лейшманиоза (переносчиком которой являются москиты) в 1950-е годы. После прекращения применения инсектицидов эпидемии висцерального лейшманиоза вспыхнули с новой силой начиная с 1970-х

Применение ДДТ в сельском хозяйстве значительно повысило урожаи и было ключевым фактором в развитии так называемой Зеленой революции. 

Кроме бытовой пользы в качестве средства борьбы с такими вредителями, как мухи, тараканы и моли, а также пользы для сельского хозяйства в качестве средства для борьбы с такими вредителями, как колорадский жук и тля, ДДТ имеет ряд общепризнанных заслуг мирового масштаба. 

В 1948 году Пауль Мюллер за свое открытие был удостоен Нобелевской премии по медицине «За открытие высокой эффективности ДДТ как контактного яда». Это был первый и единственный случай в истории, когда ученый получил наивысшую награду за открытие пестицида. Стоит, однако, отметить, что награда эта была не столько за сохраненный урожай, но за миллионы спасенных человеческих жизней…